МЕНЮ
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
#
|
Может ли Россия спасти Украину?
В начале апреля на Украине произошло событие, возможность которого еще ранее предсказывали многие аналитики. Президент Украины Виктор Ющенко все-таки объявил о роспуске Верховной Рады и назначении на 27 мая т.н. «внеочередных выборов».
Поводом к этому решению президента стал набравший к тому времени обороты процесс распада «оранжевых» сил в парламенте. Многие депутаты пропрезидентской партии «Наша Украина», а также Блока Юлии Тимошенко, осознав близость окончательного политического банкротства своих лидеров, приняли решение о переходе в правящую коалицию, возглавляемую Виктором Януковичем.
Предельно откровенно пояснил мотивы, двигавшие Виктором Ющенко, один из его ближайших соратников Александр Чорноволенко: «Ющенко был просто обязан распустить и Верховную Раду, и правительство по причине того, что их деятельность не отвечала интересам Украины». Г-н Чорноволенко, впрочем, не потрудился уточнить, в чем именно состоят «интересы Украины» и кому дано право их определять. Зато он заявил, что «Украину спасет только сильная президентская власть», а силовики Министерство обороны, МВД и Служба безопасности, мол, поддержат президента. Таким образом, намерение Ющенко было обрисовано предельно ясно: установление «оранжевой» диктатуры, невзирая даже на решение судебных органов.
Легитимная власть Украины в лице Рады и кабмина, естественно, расценила указ Ющенко о роспуске парламента как антиконституционный, как попытку государственного переворота и обратилась с иском в Конституционный суд.
У многих экспертов не вызывает сомнений, что Ющенко пошел на незаконный роспуск Рады под давлением внешнеполитических спонсоров «оранжевой» революции, которые поняли, что сохранить у власти прозападные силы можно только неправовым путем. И, судя по всему, решение было принято давно.
Досрочное прекращение полномочий Верховной Рады является грубым нарушением определенных Конституцией Украины оснований и процедур о досрочном прекращении полномочий парламента. Эти полномочия не могут ограничиваться и прекращаться при условиях политического расхождения президента Украины в его отношениях с парламентом (коалицией). В соответствии с положениями пункта 8 части первой статьи 106 Конституции Украины, к исключительным полномочиям президента Украины относится досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных Конституцией Украины. Вопросы реализации президентом Украины права на досрочное прекращение полномочий парламента урегулированы положениями частей второй-четвертой статьи 90 Конституции Украины. Оно может быть использовано главой государства в соответствии с положениями части второй статьи 90 Основного закона Украины только в случае, если: 1) на протяжении одного месяца в Верховной Раде Украины не будет сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 Конституции Украины; 2) на протяжении шестидесяти дней после отставки кабинета министров Украины не сформирован персональный состав кабинета министров Украины; 3) на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Все это не имеет ни малейшего отношения к нынешней Верховной Раде, где есть легитимное большинство, объединенное в Коалицию национального единства, есть легитимный кабинет министров.
Таким образом, ситуация по вине «оранжевых» вышла из конституционного поля, и Украина сейчас фактически находится на грани гражданской войны. Многие наблюдатели опасаются, что теперь двоевластие и противостояние украинского президента с одной стороны и Верховной Рады и правительства Януковича с другой выплеснутся на улицы и даже перейдут в силовую фазу.
Чем закончится вторая попытка «оранжевой» революции на Украине? Каким образом Россия может повлиять на урегулирование ситуации? Состоится ли раскол Украины, и возможно ли присоединение ее юго-восточных областей к России?
На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола на тему «Может ли Россия спасти Украину?», который прошел в прямом эфире KM TV 17 апреля.
|